Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:35 

Март Лаар, 101 событие эстонской истории - гл. 26

Children of the Sun
не удаются личные отношения? развивай международные! (с)
26. Создание семинарии Форселиуса

1684 г.

«И для эстонских детей были школы, и близ Тарту, в Папимызе основали семинарию для школьных учителей. Основателем ее и руководителем, как и вообще душою просвещения в то время, был Бенгт Форселиус – пусть память его останется в нашем народе священной». Такую оценку вкладу Форселиуса в историю Эстонии дал Виллем Рейнман (проповедник, один из важнейших участников эстонского национального движения – прим. перев.)

Вместе с укреплением власти Швеции внимание ее сосредоточилось на усилении позиций лютеранской церкви. Среди крестьян были по-прежнему распространены переплетенные с язычеством представления и обряды католицизма, что приводило иногда к столкновениям с официальной властью. Это заставило лютеранскую церковь предпринять активные действия для распространения своего учения. Согласно положениям лютеранской веры, человек должен самостоятельно знакомиться со священными писаниями, а это, в свою очередь, обусловливало необходимость учить крестьян грамоте. Сперва способных крестьянских детей обучали помощники пасторов – кюстеры (в протестантской церкви служители, выполнявшие роль дьяков, псаломщиков, смотрителей церковных зданий – прим. перев.), но кюстеров было мало. Возникла необходимость подготовить учителей в большем количестве. Для этого Бенгт Готфрид Форселиус, сын пастора из шведров, проживавших в Харью-Мадисе и Ристи, открыл в 1864 г. близ Тарту в Пиископимызе (буквально – «поместье епископа» - прим. перев.) так называемую семинарию Форселиуса, где началась подготовка эстонскоязычных школьных учителей и кюстеров. При создании семинарии поддержку оказали генерал-суперинтендант Йохан Фишер, пасторы Чилиан Росчерт (переводчик крайне не уверен в транслитерации, поэтому вот оригинальное написание - Chilian Rauschert), Райнер Брокманн и Габриэль Герлинус. Семинария Форселиуса представляла собой передовое для своего времени учреждение, где готовили профессиональных учителей, чего раньше не делали ни в Швеции, ни где-либо еще в Европе. Кандидатов в учителя в семинарии Форселиуса в течение года учили читать и проверяли их педагогические качества. На второй год кандидаты продолжали овладевать подобающими молодым людям науками и профессиональными умениями, при этом во внимание принималось соответствие образования и воспитания возрасту. Основной методикой обучения чтению вместо принятого доселе чтения по буквам стали звуковые методики. Форселиус составил новую азбуку, в которой применил обновленный способ записи звуков. В семинарии получили образование около 160 юношей, из которых одиннадцать уже в 1686 г. приступили к работе в качестве учителей в Камбья, Колга-Яани, Лайусе, Ныо, Отепя, Пилиствере, Пухья, Пыльтсамаа, Рынгу, Сангасте (перечисляются в основном деревни и села Тартуского уезда - прим. перев.) и Тарту, при приходе Девы Марии. В 1688 г. в Эстонии действовало уже 50 школ, где преподавали учителя, получившие образование в семинарии Форселиуса. В дальнейшем число школ возрастало в основном благодаря способным ученикам этих школ, которых в свое время выучили воспитанники семинарии.
Балтийскому дворянству это начинание было не по душе, они доказывали, что эстонцы не способны получить какое-либо образование. Чтобы доказать обратное, Форселиус привез двух своих учеников – Пакри Хансу Юри из Харью-Мадисе и Игнаци Яагу из Камбья – к шведскому королю. Карл XI оценил способности мальчиков по достоинству, одарил их золотыми монетами и оказал Форселиусу поддержку. В 1687 г. ливонское рыцарство согласилось с требованием основать школу при каждом приходе. К сожалению, осенью 1688 г. Форселиус погиб во время шторма в Балтийском море. Однако эстонскоязычное образование сделало огромный шаг вперед. В семинарии получили образование около 160 крестьянских сыновей, из которых около 50 стали учителями. К концу периода шведского владычества грамотность эстонцев в любом случае поднялась на уровень передовых европейских государств.
Хотя распространение грамотности было важным шагом вперед, проблемой оставался недостаток книг на эстонском языке. Под властью шведов несколько улучшилось положение и в этой области. Прежде всего внимание уделили переводу Библии на эстонский язык, чего прежде не было, и в 1686 г. появился переведенный на южно-эстонский язык «Wastne Testament» (Новый Завет – прим. перев.) В XVII в. из-под пера проповедников еще несколько эстонскоязычных трудов, в промежуток между 1631 и 1710 гг. – до 45 произведений. Все это, однако, все еще не привело к возникновению в среде эстонцев какого-либо определенного национального самосознания, или идентитета (наилюбимейший термин эстонских историков и культурологов - прим. перев) . Хотя шведская власть, соперничая с балтийской знатью, и пыталась оказывать поддержку крестьянам, эстонское крестьянство не обладало еще той силой, чтобы у него могли сформироваться какие-то четкие цели или стремление вмешаться в ход эстонской истории. Жившие под чужой властью в течение сотен лет, эстонцы из субъекта истории превратились в ее объект, чье влияние на собственную судьбу сократилась до минимума. Однако, с точки зрения будущего, создание сети эстонскоязычных школ стало исключительно важным событием - но, вместе с тем, народные школы были практически единственной вещью во всем том, что было введено в «старое доброе шведское время» и что пережило закат той эпохи.

Переводчик хочет добавить от себя, что Форселиус много сделал для развития эстонского языка как такового. В Vikipeedia перечисляются следующие его предложения для улучшения языка:
- выбросить из языка все чужие буквы с неопределенным соответствием звукам (c, f, q, v, x, y, z) в современном эстонском языке отсутствуют все эти буквы, кроме V
- эстонизировать имена собственные эстонизируют все, что не лень)))
- не использовать h для обозначения долготы звука - kool вместо kohl, siin вместо sihn - благодаря этому эстонский язык имеет простую и ясную орфографию
- использовать в партитиве t-окончания у слов используются, хотя не у всех слов - в финском языке различия между партитивом и генитивом выражены лучше
- отбросить личные окончания глаголов в отрицательных формах так и произошло

@темы: 101 событие эстонской истории

URL
Комментарии
2012-11-18 в 17:58 

Lavender Prime
Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения
О, наконец-то появилось нормальное образование!

2012-11-18 в 18:20 

Гельвард Манн
somehow I always mess things up
Lavender Prime, судя по всему, семинария Форселиуса без него самого тоже быстро загнулась, но в общем и целом да)))

   

Sun shines in my veins

главная